Приветствуем Вас на официальном сайте Муниципального Бюджетного Учреждения Городской Дворец Культуры г.Обнинска
Наш Дворец располагает: Концертно-театральным залом на 700 мест.
Мы также располагаем современной световой и звуковой аппаратурой
Дворец также оснащен: гардеробом и гримерными комнатами.
Во дворцe имеется фойе для проведения дискотек, вечеров, банкетов на 200 посадочных мест.
Главная » 2018 » Март » 23 » Другая реальность для миссис Севидж
Другая реальность для миссис Севидж

Другая реальность для миссис Севидж


Другая реальность для миссис Севидж

 

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.


В Обнинском драматическом театре им.Веры Бесковой накануне женского праздника состоялась премьера удивительной и любимой многими пьесы, жемчужины мировой классики, которая до сих пор дает пищу для размышлений на самые животрепещущие и вечные темы бытия. Елена Черпакова, режиссер постановки, а по совместительству режиссер массовых представлений и праздников в ГДК, в творческой биографии которой — такие спектакли, как «Пизанская башня» Надежды Птушкиной, «Утиная охота» Александра Вампилова, «Моя дорогая Памелла» Джона Патрика, выбрала для своей первой работы на обнинской театральной сцене пьесу Джона Патрика «Странная миссис Севидж». В главной роли – Людмила Жарская.

Обнинский зритель за более чем шестидесятилетнее существование любимого театра, приученный к тому, что каждая премьера в Народном драматическом театре В.Бесковой становится событием, с нетерпением ждал. И сегодня уже можно сказать, что спектакль состоялся, а молодой режиссер сумела бережно сохранить традицию «бесковцев» на все смотреть по-своему.



 

Смотрите, кто пришел

Театр – живой организм, и жизнь не стоит на месте: бессменный руководитель театра Вера Петровна Бескова одобрила постановку новой пьесы молодому режиссеру Елене Черпаковой. Уроженка Балабаново окончила факультет театральной режиссуры московского Университета культуры, работала в Москве, в том числе как театральная актриса. До недавнего времени возглавляла студенческий театр при филиале шолоховского университета. Здесь ее работы в качестве режиссера-постановщика получили ряд призов на различных фестивалях любительских театров. Сегодня работает режиссером массовых представлений и праздников в ГДК, воплощая необычные и интересные задумки для больших и маленьких зрителей. Она уверена, что режиссер должен убедить актеров, а не командовать ими, и это ей удается, несмотря на то, что она едва ли не вдвое моложе большинства членов труппы.

- Пьеса подбиралась под конкретный ансамбль актеров и из двух пьес выбор пал именно на это произведение одного из лучших американских драматургов - Джона Патрика, который сумел наделить свое творение остросюжетными экстравагантными поворотами, характерами с гротескной остротой, глубоким трагикомизмом и пронзительным лиризмом, - рассказывает она.

У Патрика очень точные подробные ремарки, но в обнинском театре все же постарались рассказать эту историю по-своему. К примеру миссис Пэдди, стала более контактной, но молчаливой, Фэри по пьесе – молодая девушка 20-ти лет, - у «бесковцев». это взрослая женщина, которой кажется, что она юная девушка, а для Джефри рояль – своеобразная ретроспектива прошлого…

Забегая вперед, раскрою тайну: у молодого режиссера любимый автор – Достоевский и, возможно, поэтому сакральный вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?..» на мой взгляд очень четко звучит в решении роли каждого из героев, искушаемых миллионами Севиджей и поставленных перед необходимостью выбора.

- Нам было страшно интересно показать эти искания героев, решения каждым из них проблемы выбора, их колебания между совестью и деньгами, - признается Е.Черпакова. - Вы видите Этель Севидж и доктора Эммета и сестру Вилли – они борются с собой, это существование на грани, когда каждый словно спрашивает себя: «А сейчас я – честный человек?» Эта борьба двух миров в каждом из нас – ежедневная, ежечасная. Актеры постоянно дают понять, что нет идеальных людей и это наши поступки создают ту реальность, которую мы сами выбираем. Надеюсь, что наши задумки «попадут» в зрителей, и они уйдут со спектакля, задумавшись, - говорит, словно загадывает, Елена Чепракова.

 

  Ангелы и куклы для дикарки

«Странная миссис Сэвидж» — комедия Дж. Патрика, написанная в 1951 году. В оригинале The Curious Savage, есть игра слов: Savage - и фамилия, и «дикарка». Комедия была переведена на русский язык в 1960-х годах и в 1966 году впервые в СССР поставлена на сцене Театра имени Моссовета. Первой исполнительницей главной роли была легендарная Фаина Раневская, которая, по отзывам критиков, сумела «поднять роль из рассказа о капризах богачки и меценатки к широкому обобщению, заставив зазвучать мажорную ноту высокой гуманности».

Боясь показаться навязчивой, все же напомню, что основная сюжетная линия заключается в том, что немолодая, эксцентричная и очень богатая вдова миссис Сэвидж основала фонд, который тратит деньги на осуществление необычных желаний людей, делая их счастливыми. Дети покойного мужа миссис Сэвидж от первого брака, растратив свою часть наследства и претендуя на деньги, оставленные отцом его новой жене, помещают свою мачеху в психиатрическую лечебницу, где та знакомится с её обитателями, каждый из которых имеет определённое психическое отклонение. Немудрено, что многие, читая пьесу, от чистого сердца сочувствуют её героям – пациентам «Тихой обители» - и с теплотой встречают их сердечность, доброе и чуткое отношение друг к другу, умение понять трагедию ближнего своего. «Тихая обитель» совсем не вызывает тягостного, безрадостного ощущения сумасшедшего дома. Напротив, здесь всё проникнуто теплом и добросердечием. Может быть поэтому в финале пьесы всегда грустно, что миссис Сэвидж всё-таки покидает людей, сумевших стать ей за несколько дней по-настоящему близкими друзьями.

Во время работы над спектаклем, которая напоминала марафонский забег с паузами (июнь-июль 2017г., сентябрь-октябрь 2017г. и январь-февраль 2018г.) как-то так сложилось, что за пациентами «Тихой обители» в труппе закрепилось название «ангелы», а за детьми миссис Севидж – «куклы». И действительно, последние больше походят на какую-то карикатуру, ходульных кукол в отличие от живых и бесхитростных «ангелов». И даже тесемки на спине каждого из пациентов «Тихой обители» – визуальная составляющая образа, как знак «ранения», ставшего началом отсчета болезни, почему-то напоминают след от легких крыльев.

Но жизнь нас убеждает, что права восточная мудрость: и друзья, и враги – собственные наши творения. И если «дикарка» миссис Севидж еще не знает об этом, то психологическая характеристика, которую зритель считывает с персонажей просто по их внешнему виду – совершенно точно указывает нам, что вначале героиня Людмилы Жарской прочно стоит на стороне «кукол». Художник по костюмам Ольга Колесникова тонко разметила черточки, роднящие в первом действии главную героиню с миром чистогана – ее крикливые пальто и шляпка из того же ряда, что и пародийный клетчатый пиджак сенатора Тита Севиджа, как у мультяшных «бандито-гангстерито» из детского мультика или пресловутая диадема, в которой спит «польская княгиня» Лили-Белл, которая своей несуразной манерностью и пластикой Лисы-Алисы просто «гремит», как дешевая погремушка. А элегантная леди (образ Жарской во второй части спектакля) – наоборот, стала отражением внутренней гармонии, которая поселилась в душе Этель Севидж после знакомства с «ангелами» и переосмысления того, что является действительно ценным в жизни.

 

Миссис Севидж, русская душою

Всё, в чём мы действительно нуждаемся,
или стоит дёшево, или ничего не стоит

(Сенека)

- Моя героиня – неравнодушная и богатая, она бескорыстна в противовес миру, где все хапают и хапают, - убеждена исполнительница главной роли в спектакле Людмила Жарская. - И еще она – очень одинока, потому что вокруг нее мало таких людей. Да и мы все сегодня живем в каком-то информационном аду: кругом все время сводки криминальные, сводки. Нас пугает окружающий мир, и создается обманчивое представление, что защита от этого негатива – деньги, которыми можно купить независимость, свободу действий. А это не так. Доброта спасет мир. И прав был Эдуард Асадов «люди вдруг словно порою пятятся от чувства к расчётливости ума…» Надо вспомнить о душе, именно это, я уверена, стало поворотным для моей героини. В трактовке роли любой актер опирается в первую очередь на свой опыт, чувства. Я не могу без слез смотреть сюжеты о больных детях и очень радуюсь, когда люди объединяются в сборах на их лечение. Выстраивая свою роль, я отталкивалась от того, что выбор Этель Севидж – это милосердие, которое жило в ее сердце всегда, даже когда она еще не решалась признаться себе в этом. И для меня дорогого стоит узнать, что у зрителя некая жилка дернулась в сердце, чтобы поверил: у каждого есть шанс понять, что же ему действительно дорого.

Я спросила у Чепраковой, отчего в обнинском спектакле миссис Севидж получилась такой… русской, отчего так почти по-чеховски растерянна оказалась она перед неожиданной душевной чуткостью пациентов «Тихой обители»? Кажется, вместе с ней мы удивляемся их сердечности, доброму отношению друг к другу, умению понять трагедию своего ближнего. У Патрика нигде не звучит слова «милосердие», но именно оно определяет внутреннее осознание актрисой своей роли. Обнинская «дикарка» – женщина именно милосердная, неудивительно, что она получилась такая «русская душою». 

Героиня Жарской в который раз убеждается в несправедливом устройстве этого мира, потому что, оказавшись в «Тихой обители», среди больных людей, не нуждающихся в деньгах, она открывает для себя новую реальность, в которой есть место и подлинной любви, и душевному теплу, и старомодному ныне благородству, и, кажется, навсегда исчезнувшему с лица земли бескорыстию. Миссис Сэвидж Людмилы Жарской обретает не только веру в себя и в правильность своих поступков. Она обретает потерянную веру в людей, в искренность отношений, в то, что человек, если, конечно, он этого хочет, всегда может остаться Человеком.

Эльвира Ягудинова

Всего комментариев: 0
avatar